Отпевание усопшего в церкви.

Чин отпевания (правильно чин погребения) - специальное молитвенное чинопоследование, совершаемое в церкви при проводе усопших в другой мир.
Из-за большого количества песнопений чин погребения часто называют отпеванием.
Отпевание является важной помощью душе умершего человека - это общая молитва его родных и близких. Также в конце отпевания все присутствующие просят прощения у покойного и прощаются с ним, а священник совершает особый чин предания тела усопшего земле.
Поэтому желательно всем родным и близким покойного присутствовать и молиться на этой церковной службе.
Само отпевание проходит так:
В храме гроб с телом покойного ставят посередине лицом к алтарю и по четырем сторонам возжигают свечи(светильники) что напоминает собравшимся в церкви что усопший переходит в мир света.
По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. Чтобы помочь душе усопшего переход в другую жизнь над усопшим православным христианином сразу после его смерти читают канон и каждый день Псалтирь, а в церкви на 3-ий день после смерти христианина совершают его отпевание.
Отпевание начинается 90-м псалмом "Живый в помощи Вышняго...". В этом псалме словами пророка Давида перед духовным взором предстоит радостная картина перехода в вечность истинно верующей души, следующей по таинственному пути, ведущему к обители Отца Небесного. Этот псалом также читается в последовании 6-го часа перед Литургией, когда вспоминается этот страшный путь смерти, которым прошла безгрешная, святая душа Господа Иисуса.
Затем пение 17-ой кафизмы, состоящей из 118-го псалма, в котором изображается блаженство душ праведных, соблюдающих закон Господень в твердом уповании на милость Божию, и тихих молитв о помиловании.
По окончании пения 118-го псалма, называемого также "непорочны", Церковь с припевом, взятым из него ("Благословен еси, Господи, научи мя оправданиям твоим") поёт тропари, изображающие кратко, но полно всю человеческую судьбу.
Созданный из ничего, почтенный образом Божиим, за преступление заповеди человек возвращается в землю. Но и теперь он есть образ неизреченной славы, хотя и носит язвы прегрешений; и теперь дерзает человек просить Бога о милосердии, чтобы Он возвратил ему через покаяние вожделенное отечество, где находится лик святых, обретших источник жизни, где пребывают мученики, закланные как агнцы, где блаженствуют все, кто достойно понес в жизни свой крест.
Вскоре за этими тропарями поется канон заупокойный с припевом "Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего". Он является молитвой к мученикам, которых Церковь просит ходатайствовать об усопшем, но здесь же она научает нас смотреть правильным взором на нашу временную, земную жизнь. Жизнь изображается как бурное море, постоянно волнующееся, а смерть - как путеводитель к тихому пристанищу. После этого священнослужители молят Бога упокоить умершего со святыми, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.
За каноном следуют особые погребальные стихиры, составленные преподобным Иоанном Дамаскиным. Это непрерывная проповедь о суете всего, что прельщает нас в мире и не остается с нами после смерти, это вопль человека над развалинами жизни.
Но христианин находит себе утешение в словах и обетованиях нашего Спасителя, в Священном Писании. Апостол Павел в Послании к Фессалоникийцам переносит нашу мысль за пределы гроба и раскрывает дивные тайны будущего преображения человеческого тела:
"Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами" (1 Фес. 4, 13-18).
Сам же Господь Иисус Христос словами святого Евангелия через священника своего утешает нас, говоря:
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь." (Ин. 5, 24).
После чтения Евангелия священник всей Церкви вслух читает молитву, которой разрешаются только бывшие на умершем запрещения и епитимий за его прежние грехи, в которых он при жизни раскаялся перед духовником, но не те грехи, которые он утаил и в которых не покаялся на исповеди. Поэтому нельзя считать эту молитву равной по силе разрешительной молитве таинства покаяния.
Для более наглядного удостоверения всех близких умершего в прощении его и примирении с Церковью священник свиток с разрешительной молитвой кладёт в его правую руку. (Неверно распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая "подорожной" и служит почившему однозначным пропуском в Царство Небесное. Участь каждого человека - в руках Божиих, и ничто материальное не оказывает на Бога воздействия.)
После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего - знак нашего единения и любви к нему, не перестающей и за гробом.
Последнее целование совершается при пении трогательных песен, одна из которых в переводе звучит так: "Видя меня, лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите, все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо не побеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия: там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду низведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет".
Церковь прощальными песнями хочет сильнее запечатлеть в сердце живущих памятование о страшном дне смерти, а не возбудить в нас безотрадную скорбь, которой не должно быть места в душе верующего христианина.
При прощании с почившим нужно целовать икону, лежащую во гробе, и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух попросить у усопшего прощения за все плохие поступки, которые были допущены к нему при жизни, и простить то, в чем был виновен он сам.
Над гробом возглашается "Вечная память". Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: "Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущий на ней". Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. После этого гроб закрывается крышкой.
Гроб с телом выносится из храма ногами вперед под пение Трисвятого("Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас").
На этом чин погребения (отпевания) заканчивается.
В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают.

Как помочь душе умершего человека:

Главная помощь душе уже умершего человека - искренняя молитва о нём Богу и дела милостыни и милосердия, совершаемые в его память.

Подробнее...


Отпевание младенцев.


Над младенцами (детьми младше 7 лет), умершими крещеными, как над непорочными, безгрешными созданиями, совершается особое последование отпевания. В его составе нет молитв об оставлении грехов умершего, но содержится лишь прошение сподобить душу преставившегося младенца Царства Небесного по непреложному обетованию Господа.
Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но он, очистившись в святом крещении от прародительского греха, соделался непорочным наследником Царствия Божия. Чин младенческого погребения изобилует утешениями его скорбящим родителям, в песнопениях свидетельствуется вера Церкви в то, что блаженные младенцы после своего преставления становятся молитвенниками о любящих их и всех живущих на земле.
Некрещеных младенцев не отпевают, так как они не члены Церкви. О будущей участи младенцев, умерших без крещения, святой Григорий Богослов говорит, что "они не прославятся и не накажутся Праведным Судией как такие, которые хотя не запечатлены, впрочем, не злы и потерю более потерпели, нежели сделали. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания"(Слово 40-е на крещение).

Заочное отпевание.


Заочное отпевание появилось из-за того, что бывают случаи трагической смерти человека, когда невозможно найти тело (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в авиакатастрофе, при террористическом акте и т.д.) или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти только через много лет. Но заочное отпевание допустимо только в этих перечисленных случаях и должно совершаться только при необходимости, а не из-за лени и нерадения родственников умершего и не потому, что «так проще» и «не хочется по пробкам везти».
Нерадение о душе умершего человека - грех. К сожалению, в последние годы сложилась совершенно недопустимая практика, когда родственники усопшего приходят в храм, «заказывают» заочное отпевание и тут же уходят по своим делам. Через несколько дней (это в лучшем случае) они являются «за земелькой», то есть тогда, когда их близкий уже отпет священником в полном одиночестве, когда, кроме незнакомого священника, ни одна родственная покойному душа даже и не думала молиться о его упокоении. Такое отношение к умершему показывает черствость души его родственников и полное безразличие к загробной участи усопшего. Эти качества не могут быть присущи христианину, а следовательно, такое отношение к церковной молитве за усопшего является предосудительным.
Если все же по каким-либо объективным причинам тело вашего покойного родственника не может быть принесено в храм для совершения над ним отпевания, нужно прийти в церковь и попросить священника совершить отпевание заочно. Необходимо точно выяснить, когда и в какое время будет совершено это отпевание, для того чтобы вы смогли на нем присутствовать и усердно молиться за своего усопшего близкого человека.
После получения земли с заочного отпевания, её следует высыпать крестообразно(как священник бы посыпал усопшего в храме во время обычного отпевания) на могилу умершего, если могила имеется.
Если же христианин был кремирован, то землю можно высыпать в урну с прахом покойного и таким образом символически предать его земле. Однако и это делать вовсе не обязательно.
Если же могила человека отсутствует или находится очень далеко от места проживания родственников и добраться до нее не представляется возможным, то землю после заочного отпевания брать ни к чему.

Над кем не совершается отпевание.


Отпевание не совершается над некрещеными, представителями другой веры и самоубийцами. К самоубийцам относят также людей которые умерли, покушаясь на жизни или имущество ближних (естественно, над жертвами разбоя отпевания совершаются).
Если совершивший самоубийство христианин страдал психическим заболеванием, его родственникам можно совершить отпевание только получив на это разрешение у правящего архиерея. Для этого нужно обратиться в епархиальное управление и подать письменное прошение правящему архиерею, приложив к нему медицинское заключение о наблюдении умершего у психиатра и справку о причине смерти. Если точно не известно, был ли умерший крещеным, также отпевание возможно только с разрешения правящего епископа. От самоубийства также отличают случаи смерти в результате собственной неосторожности (падение с высоты, отравление, несчастный случай). В этих случаях отпевание возможно обычным образом.

О кремации тела человека

Как правильно вести себя на кладбище